Версия для печати

Чурка, дай газу!

Грузовики на дровах колесили по Сибири до 70-х годов
Белковский Сергей

При дефиците жидкого топлива, имевшего место в послевоенное время, большой практический интерес представляли разработки, предполагающие использование альтернативной «горючки». По решению Наркомата среднего машиностроения Уральский автозавод осенью 1946 года стал ведущим предприятием по выпуску газогенераторных автомобилей на базе «ЗиС-5».

При дефиците жидкого топлива, имевшего место в послевоенное время, большой практический интерес представляли разработки, предполагающие использование альтернативной «горючки». По решению Наркомата среднего машиностроения Уральский автозавод осенью 1946 года стал ведущим предприятием по выпуску газогенераторных автомобилей на базе «ЗиС-5».

За возможность использовать твердые виды топлива приходилось расплачиваться потерями в грузоподъемности

«ЗиС-21А» работал на дровах, для получения горючего газа использовались деревянные чурки. За возможность использовать твердые виды топлива приходилось расплачиваться потерями в ряде характеристик – скажем, грузоподъемность снизилась с трех до двух с половиной тонн.

Осенью 1951 года на смену «ЗиС-21А» пришел «УралЗиС-352». В нем газогенераторная установка позволяла силовому агрегату работать на древесном топливе с повышенной влажностью, что существенно упростило заготовку, сушку и хранение деревянных чурок, закладываемых в дровобак газогенератора. Машина была оснащена новым агрегатом с наддувом воздуха, работающим в паре с центробежным нагнетателем. Этот советский грузовик «на дровах», выпускавшийся с 1952 по 1956 год, стал последним газогенераторным автомобилем, массово произведенным в СССР.

Чурка, дай газу!
Фото автора

Рассказывают, что подобные экземпляры в таежных уголках Советского Союза встречались до середины 70-х. Вдоль северных трасс вместо автозаправок устраивались склады с березовыми полешками, напиленными под формат зисовской «печки». Кстати, расход дров на 100 километров пути составлял 110–165 килограммов.

Чтобы ознакомиться с раритетом поближе, собирался побывать в Миассе на Уральском автозаводе, где выпускались эти машины. Но во время военно-патриотического мероприятия с участием экспонатов военной техники увидел на челябинской улице грузовик с непонятными приспособлениями по бокам. «Что это?» – спросил у шофера. «Газогенератор, – привычно пояснил он, – автомобиль работает на дровах».

Сергей Белковский,
корреспондент «ВПК» (Челябинск)

#«ЗиС-5» #«ЗиС-21А» #Уральский автозавод #Газогенератор#«УралЗиС-352»

Опубликовано в выпуске № 33 (697) за 30 августа 2017 года

Аватар пользователя Халхинец
Халхинец
29 августа 2017
Года, до 1974, на Третьем останкинском проезде(ныне не существует), в Москве, располагался дровяной склад, где жители Останкино покупали дрова для отопления(Останкинская телебашня уже была построена), и в качестве "развозчика" купленных дров по домам, на этом складе трудился такой, газогенераторный грузовик.......
Аватар пользователя Алексей Кузнецов
Алексей Кузнецов
08 сентября 2017
Надо возобновить эту практику! В Северной Корее ездят на зло империалистам, а мы чем хуже?
Аватар пользователя Халхинец
Халхинец
29 августа 2017
Года, до 1974, на Третьем останкинском проезде(ныне не существует), в Москве, располагался дровяной склад, где жители Останкино покупали дрова для отопления(Останкинская телебашня уже была построена), и в качестве "развозчика" купленных дров по домам, на этом складе трудился такой, газогенераторный грузовик.......
Аватар пользователя Алексей Кузнецов
Алексей Кузнецов
08 сентября 2017
Надо возобновить эту практику! В Северной Корее ездят на зло империалистам, а мы чем хуже?
 

 

 

Вниманию читателей «ВПК»
Кулинченко Вадим
Купинов Максим
Стригунов Константин
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц